"..на практике идеями психоанализа(не ссылаясь,конечно,на Фрейда) пользовались в своей эффективной пропаганде фашисты. Они обращались не к рассудку,а к инстинктам. Чтоб их мобилизовать, они с помощью целого ряда ритуалов превращали аудиторию, представляющую разные слои общества, в толпу - особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением. Один из немногих близких к Гитлеру интеллектуалов, архитектор А. Шпеер пишет в своих воспоминаниях: " И Гитлер,и Геббельс знали, как разжигать массовые инстинкты на митингах, как играть на страстях, прячущихся за фасадом расхожей респектабельности. Опытные демагоги, они умело сплавляли заводских рабочих мелких буржуа и студентов в однородную толпу,формируя по своей прихоти ее суждения".
читать, кому интересноФашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила. Это-идея-фикс фашизма, она обыгрывается непрерывно. Вся механика пропаганды представляется как соблазнение и доведение до исступления ("фанатизация" ) женщины( Гитлер писал в "Майн кампф": "В подавляющем большинстве простые люди имеют настолько женскую природу, что рассуждение возбуждает их мысли и их действия в гораздо меньшей степени,чем чувства и эмоции. Их чувства несложны, они очень просты и ограниченны. В них нет оттенков, все для них - любовь или ненависть, правильное или ошибочное,правда или ложь." Приемы совращения такой массы-женщины, манипуляции ее сознанием- отдельная довольно подробно изученная тема). Здесь-опора на главный в учении Фрейда сексуальный инстинкт,Эрос(в психоанализе слово "инстинкт" имеет иной,нежели в физиологии смысл;это не безусловный рефлекс, а влечение).Кстати,сам Фрейд был,видимо,восхищен новаторством фашистской пропаганды и в 1933г подарил Муссолини свою книгу, назвав его в посвящении "Героем Культуры".
Второй блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт- инстинкт смерти, Танатос. Культ смерти пронизывает всю риторику пропаганды фашистов. "Мы - женихи Смерти", - писали фашисты-поэты. Режиссеры массовых митингов-спектаклей возродили древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением. Цель была разжечь, особенно в молодежи , самые архаические взгляды на смерть , предложив, как способ ее "преодоления" , самим стать служителями Сиерти (так удалось создать особый, небывалый тип нечеловечески храброй армии-СС). "( Сергей Кара-Мурза, "Манипуляция сознанием" ) .
@музыка:
--
@настроение:
--
@темы:
чужое,легшее на душу,
диплом баклана